Понятия со словосочетанием «право убежища»

Пра́во убе́жища (англ. right of asylum, фр. droit d'asile) — признаваемое мировым сообществом право человека на поиск убежища от преследования, а также право государств предоставлять убежище на своей территории.

Связанные понятия

Перегрины (от лат. peregrinus — иностранец, чужеземец) — категория населения Римского государства.
Фециа́лы (от лат. fetiales) — древнеримская жреческая коллегия (лат. sodalitas), состоявшая из 20 пожизненных членов, избиравшихся путём кооптации, и занимавшая в ряду римских жречеств по значению и рангу первое место после четырёх главнейших жреческих коллегий (sacerdotum quatuor amplissima collegia — понтификов, авгуров, квиндецемвиров священнодействий и эпулонов).
Убе́жища в язы́ческих хра́мах (греч. άσυλα, лат. asylum, убежище, приют; отсюда азиль или асиль) — принадлежали к явлениям сакрального права: этим именем назывались святилища, считавшиеся неприкосновенными (греч. άσυλα = лат. sacrosanctus) со всем принадлежащим им имуществом (алтарями, статуями богов, драгоценностями и прочим).
Интерди́кт (лат. interdictum — запрещение) — в римско-католической церкви временное запрещение всех церковных действий и треб (например, миропомазания, исповеди, бракосочетаний, евхаристии), налагаемое папой или епископом. Часто интердикт налагался на население целой страны или города, гораздо реже — на отдельных лиц. Интердикт в отношении определённого лица обычно называют отлучением от церкви (экскоммуникацией).
Бревиарий Алариха (лат. Breviarium Alaricianum, Breviarium Alarici, Lex Romana Visigothorum) — вестготский свод римских законов. В него включено большинство норм из Кодекса Феодосия, новеллы поздних императоров до Ливия Севера и фрагменты из произведений классических римских юристов.
Авокатории или дегортатории (фр. décrets de rappel), — юридический термин, существовавший в XVIII-XIX веках, означающий отзыв государством своих подданных из какой-либо страны, объявляемый правительством в исключительных случаях.
Лише́ние воды́ и огня́ (лат. aquae et ignis interdictio) — вид уголовного наказания, предусмотренный римским правом. Традиционно налагалось народным трибуном. Зафиксировано начиная с эпохи Первой Пунической войны, вышло из употребления в период ранней империи.
Метеки, метойки (др.-греч. Μέτοικοι, букв. «переселенцы») — в Древней Греции — неполноправные жители Аттики. Метеками являлись иностранцы, поселявшиеся в Аттике на продолжительное время или навсегда. Каждый иностранец по истечении известного срока обязан был вписаться в число метэков. Кроме того, в класс метэков поступали отпущенные на волю рабы.

Подробнее: Метэки
Эди́кт (лат. edictum «объявление» от edicere «объявлять») — нормативный акт. В русском языке и России аналогом эдикта как термина и правового акта является указ. Имеет сходство с таким правовым актом, как декрет.
Ассиза — в средневековой Европе, источник права: королевский указ, сборник обычного права, юридический акт королевского совета или судебных органов (также называемых «ассизами»), предписания по изготовлению продукции (например, пива).
Интерцессия использовалась против всякого декрета магистрата, на который гражданин, считавший себя обиженным, приносил апелляцию (например, против декрета о наложении магистратом наказания в силу его империя), а также против внесения в комиции законопроекта и против сенатусконсультов. Интерцессия делала ничтожным акт, против которого была направлена. Особое значение имело право интерцессии народных трибунов.
Нантский эдикт (фр. l'édit de Nantes) — закон, даровавший французским протестантам-гугенотам вероисповедные права. Издание эдикта завершило тридцатилетний период Религиозных войн во Франции и положило начало столетию относительного межконфессионального мира, известного как «Великий век». Эдикт был составлен по приказанию французского короля Генриха IV Бурбона и утверждён в Нанте (13 апреля 1598 года). Отменён Людовиком XIV в 1685 году.
Инфамия (лат. infamia) — y древних римлян бесчестие, сопряжённое с лишением гражданина навсегда некоторых гражданских прав.
Исангелия (др.-греч. εισαγγελια — букв. объявление, донесение) — особый вид публичного обвинения государственного деятеля в преступлениях или деяниях, угрожающих безопасности государства в аттическом правосудии. Суд по исангелии был самой опасной для обвиняемого формой политического процесса в Афинах и единственной формой суда, которая могла проходить не только в гелиэе (греч. ἡλιαία) — главном судебном месте полиса, располагавшемся на городской площади, но и в экклезии — народном собрании.
Миланский эдикт (лат. Edictum Mediolanense) — соглашение, достигнутое в 313 году римскими императорами Константином и Ликинием при встрече в Милане, и известное под названием «Миланский эдикт», провозглашавшее религиозную терпимость на территории Римской империи. Миланский эдикт явился важным шагом на пути превращения христианства в официальную религию империи. Непосредственный текст эдикта до нас не дошёл, однако он цитируется Лактанцием в его труде «О смерти гонителей».
«Постановление в пользу князей» (лат. Statutum in favorem principum) — закон Священной Римской империи, утверждённый императором Фридрихом II в мае 1232 года, закрепивший за высшей германской аристократией обширные привилегии в сфере территориального управления, судопроизводства и взимании таможенных пошлин. Вместе с «Соглашением с князьями церкви» 1220 года «Постановление в пользу князей» способствовало развитию территориального суверенитета германских светских и церковных княжеств и создало правовую...
Оскорбление величества (лат. crimen laesae majestatis, фр. lèse majesté, французский термин использовался также в англосаксонской традиции, см. французский законный язык) — преступление, заключающееся в неуважительном высказывании по отношению к монарху или к его отдельным действиям.
«Аманд онорабль» (фр. amende honorable; букв. штраф почётный) — во французском правовом законодательстве старого режима (дореволюционной Франции) вид наказания после осуждения (часто отлучения от церкви); унизительный обряд публичного объявления о восстановлении чести наказанного; публичное признание своей неправоты или вины. Как вид общественного порицания, наказание было более мягким, чем позорный столб, побои плетью, принудительный труд на галерах или ссылка. Аналог «всенародного покаяния» в Российской...
Делатории (лат. delatores — «доносчики») в древнем Риме — информаторы, бывшие ключевой частью судебной системы.
Гражда́нская смерть — лишение лица правоспособности, наступающее как уголовное наказание по приговору суда или в силу иных обстоятельств. Институт гражданской смерти возник в римском праве и сохранялся в законодательстве отдельных европейских стран вплоть до середины XIX века.
Эдикт Каракаллы или «Антонинов указ» (лат. Constitutio Antoniniana — «Конституция Антонина») — указ римского императора Каракаллы 212 г., предоставлявший римское гражданство всему свободному населению империи. Преследовал в первую очередь фискальные цели, а именно охватить всех подданных налоговой системой и увеличить базу для комплектования армии, поскольку в легионах имели право служить только полные римские граждане.
Галлика́нство, Галликанизм (фр. Gallicanisme) — термин, объединяющий церковные, политические и правовые учения и доктрины, распространённые во Франции в Средневековье и Новое время. Две основные идеи галликанства — определённая независимость национальной Церкви от папской власти и признание за государством или монархом права иметь властные полномочия во французской Церкви.
Эфоры (от др.-греч. ἔφορος, «надзирающий») — в Древней Спарте, а позже и в Афинах — выборные должностные лица (эфорат из 5 эфоров), обладавшие широким и не всегда чётко зафиксированным кругом полномочий.
Клюнийская реформа, Клюнийское движение — движение за реформу монашеской жизни в Западной церкви в X—XI веке, центром которого было Клюнийское аббатство.
Манда́мус (лат. mandamus , мы приказываем) — в странах англо-саксонской правовой семьи судебное предписание должностному или иному лицу совершить действия, которые оно обязано совершить по закону.
Агрема́н (от фр. agrément — одобрение, согласие) — предварительное согласие одного государства на назначение определённого лица в качестве главы дипломатического представительства другого государства.
«Бургундская правда» (фр. Loi gombette, лат. Lex Burgundionum) — собрание законодательных актов бургундов 2-й половины V века — начала VI века. Относящаяся к варварским правдам. Основные тексты Бургундской Правды записаны впервые около 490 года при короле Гундобаде (отсюда происходит название кодекса — лат. Lex Burgundionum; фр. Loi gombette). В дальнейшем они подверглись переработке и дополнениям. Бургундская Правда испытала сильное влияние римского права, но основой для неё послужило обычное право...
Экло́га (от греч. εκλογή — выбор) — краткий свод византийского законодательства (лат. Ecloga Basilicorum). Представлял собой сокращённую выборку-компиляцию из кодификации императора Юстиниана (известной как Corpus juris civilis), а также последующих актов византийских императоров, с целью сделать законодательство более доступным для населения.
Капитулярии (от лат. capitula — глава) — законы и распоряжения (указы) франкских королей из династий Меровингов и Каролингов. Составлялись на латинском языке, разделялись на небольшие главы и параграфы. Составление капитуляриев прекратилось в конце IX века.
Ложе справедливости (фр. le lit de justice) — торжественное заседание французского (парижского) парламента времён старого порядка, в присутствии короля и пэров, обязывавшее парламент вносить все королевские постановления в свой реестр и лишавшее их возможности протеста.
Колле́гия понти́фиков (лат. Collegium Pontificum) — в Древнем Риме совет понтификов; высший жреческий институт царского и республиканского периода, возглавлявшийся Великим понтификом, который до III века до н. э. выбирался из её членов. В коллегии сосредоточивалось знание и хранение сакрального права (ius pontificium), вырабатывались правила его толкования (commentarii pontificum), велись записи юридических прецедентов и давались компетентные юридические советы.
Неприкосновенность личности — принцип, согласно которому человек не может быть произвольно лишён свободы. Статья 9 Всеобщей декларации прав человека предусматривает, что «никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию».
Кьерзийский капитулярий 877 года (также кьерсийский или керсийский; фр. capitulaire de Quierzy) — указ короля Западно-Франкского королевства Карла II Лысого, одним из важнейших положений которого было установление наследственности титула графа. Издан в Кьерзи-сюр-Уаз.
Акт о веротерпимости (англ. Toleration Act, полное название — «Акт об освобождении от наказаний, предусмотренных соответствующими законами, протестантских верноподданных, отделившихся от Церкви Англии» — англ. An Act for Exempting their Majestyes Protestant Subjects dissenting from the Church of England from the Penalties of certaine Lawes) — акт, принятый английским парламентом (24 мая 1689 года) при Вильгельме III и Марии II, смягчивший религиозную политику Стюартов.
Преследования язычников в христианской Римской империи — политика в отношении сторонников традиционных политеистических религий, проводившаяся императорами Римской империи после принятия христианства.
Боярская Аристократическая республика — форма правления, при которой государственная власть находится в руках меньшинства, которое правит определенное время до следующих выборов.
Французское дворянство (фр. la noblesse française или la noblesse de France) — привилегированное сословие феодального происхождения во Франции.
Объявление вне закона — полное или частичное лишение лица правовой охраны со стороны государства (вплоть до разрешения каждому убить человека, объявленного вне закона).
Донати́зм (лат. Donatismus, греч. Δονατισμός) — церковный раскол в Карфагенской церкви, начавшийся в первом десятилетии IV века и сохранившийся до мусульманского завоевания. Причиной раскола стала реакция части христиан на поведение тех клириков, которые в силу разных причин во время диоклетиановских гонений пошли на сотрудничество с имперскими властями. Главным действующим лицом на начальном этапе был епископ Нумидийский Донат.
Наро́дное собра́ние — орган государственной власти в ряде государств (преимущественно в древности и средневековье), состоящий из всех совершеннолетних граждан данного государства.
Наро́дный трибу́н (лат. tribunus plebis, plebei или plebi) — одно из важнейших и своеобразных римских учреждений.
Имперская опала (нем. Reichsacht) — форма объявления государственного преступника вне закона, используемая в Священной Римской империи. В Средние века решение об опале принимал император, начиная с XVI века для объявления вне закона стала требоваться санкция рейхстага или приговор Имперского камерального суда. Лицо, в отношении которого была объявлена имперская опала, лишалось права использования судебных средств защиты, а его имущество и земельные владения конфисковывались в пользу казны. Причинение...
Пре́тор по дела́м инозе́мцев (лат. Praetor peregrinus) — это коллегиальная магистратура в древнеримском государстве, созданная для разрешения конфликтов (споров) между квиритами и не-квиритами или между живущими в Риме чужеземцами (т. н. перегринами) и обладающая империем.
Понти́фик, или понти́фекс (лат. pontifex) — в Древнем Риме член высшей коллегии жрецов, которая управляла всеми делами религии.
Андролепсия (от др.-греч. άνήρ — «человек», и др.-греч. λαμβάνω — «я беру») — законное похищение и удержание иностранцев в качестве заложников.
Инвеститура (позднелат. investitura от investio — облачаю, облекаю) — согласие парламента на начало деятельности правительства.
Эдикт в Болье (фр. L’édit de Beaulieu) — эдикт (декрет), подписанный 6 мая 1576 года королём Франции Генрихом III, с целью прекратить религиозные войны во Франции между католиками и гугенотами. Войны продолжались в периоды 1572—1573, 1574—1576 годов. Целью гугенотов было установление равноправия религий и предоставление особых привилегий гугенотскому дворянству и городам. В итоге в 1576 году в юго-западных провинциях Франции оформилась Гугенотская конфедерация городов и дворянства, претендовавшая...
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я